Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .
Фонематический слух. Уровень развития фонематического слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
— контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
— усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
— выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
— овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).
Слоговая структура слов. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой структуры. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Ежегодно в феврале и сентябре учителями-дефектологами и педагогом-психологом дошкольного учреждения с согласия родителей проводится обследование уровня речевого развития детей (диагностика).
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- выявление нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- изучение активного и пассивного словаря (качественно и количественно);
- изучение сформированности грамматического строя речи (навыки словообразования, словоизменения, согласования);
- выявления фонематических нарушений (готовность к обучению грамоте);
- состояние связной речи;
- изучение психических процессов.
В ходе диагностики выявляются дети, которым необходимо дальнейшее углубленное обследование – психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Главной ее задачей является выявление нарушений в развитии ребёнка с выдачей рекомендаций о дальнейшем обучении и воспитании.
В состав комиссии входят:
-учитель-дефектолог ЦКРОиР;
— педагог-психолог ЦКРОиР;
— врач-невролог (или психиатр).
В практике ПМПК есть два варианта проведения обследования:
1 вариант – ПМПК проводится на базе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)
2 вариант – ПМПК проводится на базе дошкольного учреждения.
Учителя-дефектологи дошкольного учреждения в зависимости от вида и особенностей выявленных речевых нарушений принимают решение о виде прохождения ПМПК для каждого ребенка и сообщают родителям.
ПМПК проводится только с согласия законных представителей ребенка. Если родители отказываются от прохождения ПМПК, они должны написать отказ от обследования (бланк выдаётся учителем-дефектологом дошкольного учреждения).
Без заключения ПМПК ребенку не будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном учреждении.
Условия зачисления в пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) дошкольного учреждения:
Зачисление обучающихся в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения на основании следующих документов:
- заявление законного представителя обучающегося;
- заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.