Комплекс упражнений на шипящие

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким.

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку.

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок.

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. Кто дальше загонит мяч.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!

1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Цель дыхательных упражнений — увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

«Пчёлка, лети! »

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Отчего цветок дрожит?

Посредине кто жужжит?

Я приблизилась слегка,

Пчелка взмыла в облака!

Зажужжала, позвала

В небо синее пчела.

Л. Буртан

«Лягушонок»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

По кувшинкам,

Как пружинка,

Лягушонок прыг-прыг-прыг!

По листочкам,

По цветочкам,

В воду с брызгами — бултых!

Выплывает,

Отдыхает,

Греется на солнышке,

А на листике,

Качаясь,

Думает, что в лодочке!

Л. Алейникова

«Божья коровка полети на небо»

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Божья коровушка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде – бобы,

В лесу – ягоды, грибы,

В роднике – водица,

Во поле – пшеница.

***

Божью Коровку можно поймать,

Черные точки пересчитать.

Раз, два, три. Не успела!

Божья коровка моя улетела!

О. Ребрикова

* * *

Посмотри скорее, Вовка!

Это – божия коровка!

Красненький кружочек,

Много чёрных точек.

Крылья раскрывает,

В небо улетает.

Ю. Дулепина

«Стрекоза»

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

Жила была стрекоза

Длинные крылья, большие глаза

Утром проснется, росой обольется

В зеркальце мило себе улыбнется

Как я красива право сказать,

Ни передать, ни пером описать.

А. Алферова

«Сдуй снежинку»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

М. Даценко

«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует а «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

«Подуем на листочки»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

«Огонечек пляшет»

Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.

У восковой девицы,

Вся коса искрится,

Только дунет ветерок,

Затанцует огонек.

***

Сгорает тонкий фитилёк,

Стекает воск, и огонёк

На ней задорно пляшет.

Уютно в доме нашем!

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИХИ

Говорим правильно и внятно!

Звук Ш

Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку

Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

Звук Л

Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой

Спать ослу не давал,

Сел осел на валун

И зевал и зевал…

И случайно осел проглотил вдруг луну,

Улыбнулся, вздохнул –

И спокойно уснул.

Звук Р

Логопедический стишок №3

Злые крысы

Грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок

Хрюкает спросонок:

Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!

– подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,

До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло,

Да умой-ка рыло!

Звуки С Ц

Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

Автор стихов Т. Ляхович

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных:
С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки,
а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди:
несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов —

Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка —

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку —

Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить —

«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град

Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку

Режет Серёжка.

  Логопедический стишок №15

 

А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,

Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете

В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке

Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая —

Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины

На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру

По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты

Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –

Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,

А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку

Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра

Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор

Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:

Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,

Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады

Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур

В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –

Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире

Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы

Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:

Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари –

Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)

Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)

Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне

Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:

«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,

Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей

Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась —

За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)

Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой

Распорядок часовой,

Всё по расписанию, **

По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку

Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины

Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ ДОМА И ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

  1. Учим и закрепляем основные цвета спектра. Обращаем внимание ребенка на цвета окружающих предметов, например:  (трава – зеленая, деревья – зеленые, дом – желтый, забор – голубой, машина – белая;  назови только зеленые предметы…)
  1. Учим и закрепляем форму предмета, например: (яблоко – круглое, крыша —  треугольная, луна – круглая и т.д.)
  2. Закрепляем временные представления. Называем поры года по порядку с закреплением признаков (зимой на улице мороз, идет снег;, весной снег тает, прилетают из теплых краев птицы; летом деревья стоят с зелеными листочками; осенью птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, листья на деревьях желтые…); называем части суток, дни недели.
  3. Закреплять умение дифференцировать правую и левую сторону тела, например: (покажи правую руку; левую ногу; дотронься правой рукой до левого уха…)
  4. Развитие фонематического слуха. Игра «Что услышал повтори!», например:

(ба-па-ба, за-са-за, да-та-да, ва-фа-ва…)

Игры.

— «Что лишнее?», например:  (исключить  лишний предмет или слово. «Кровать, стул, груша, стол; тарелка, ложка, вилка, сыр…);

— «Скажи со словом много», например:  (капуста – много капусты, карандаш – много карандашей, тарелка – много тарелок…);

— «Один – много», например: (стол – столы, дерево – деревья, ухо – уши, цветок – цветы…);

— «Посчитай сколько», например:  (1 цыпленок, 2 цыпленка….5 цыплят, 1 дом, 2 дома…5 домов);

— «Назови одним словом», например:  (стол, стул, шкаф – мебель;  тарелка, чашка, ложка – посуда; банан, апельсин, лимон – фрукты…);

— «Кто как передвигается, кричит?», например:  (утка — плавает, крякает; лягушка – квакает, прыгает…);

— «Чьи детки?», например:  (у коровы и быка – теленок; у курицы и петуха – цыпленок; у кота и кошки — котенок…);

— «Кто что делает?», например:  (повар – варит кушать; врач – лечит; учитель – учит…);

— «Скажи наоборот», например:  (большой – маленький; тонкий – толстый; длинный – короткий…);

— «Назови ласково», например: (чашка – чашечка, дом —  домик, цветок – цветочек…);

— «Найди предмет по описанию»;

— «Скажи чья?», например:  (сумка мамы – мамина сумка; кофта бабушки – бабушкина кофта…);

— «Скажи какой? Какая?», например:  (бутылка из стекла – стеклянная; тетрадь из бумаги – бумажная; кастрюля из металла – металлическая…).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу (логопеда), а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (логопеда) или при просьбе повторить правильно звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.

Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с нарушенным звукопроизношением закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОМА

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе. Речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была чистой, правильной и грамотной.

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности использования наглядных средств и манипуляций с предметами.

Например, дети могут на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость овощей и фруктов, попробовать на вкус, убедиться в их сочности, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережёвывании различных видов пищи.

Развивая речь в домашних условиях, родители имеют преимущества в использовании натуральных наглядных средств при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстрировать в детском саду группе детей.

Тем не менее, старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или пора­жения центральной нервной системы.

В чем же причина?

Проведенные исследования установили, что уровень разви­тия речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений паль­цев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человечества ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор­мой общения первобытных людей были жесты, которые по­степенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движе­ния пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проек­ции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход раз­вития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движе­ния пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие движе­ний пальцев рук как бы подготавливает почву для последую­щего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно прове­сти такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные дви­жения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряже­ны, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говоря­щие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут сво­бодными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что трени­ровка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной ме­сяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у прав­шей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребен­ку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока — белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — не­удовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с ок­ружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразум­ным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ре­бенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один — два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении при­водит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самос­тоятельным, молчаливым.

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причи­не. К концу первого года жизни — началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по св­ему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соот­ветствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть наруше­но стремительностью речевого развития. Это когда первые сло­ва ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого раз­вития. Ребенок в 1 год 3 месяцавдруг начинает говорить пра­вильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демон­стрируют своим знакомым необыкновенные способности ре­бенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, кото­рая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).

КРАТКО О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

2 года

– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

4 года

– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 -6 лет

– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

7 лет

– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем  быстрее и качественнее будет развиваться его речь. 

Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционого аппарата. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Для этого необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.

Правила проведения артикуляционной гимнастики
  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 
    2. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.
    3. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз.
    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 
    5. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
    6. Из выполняемых 5 упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
    7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
    9. Работа организуется следующим образом:
    • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
    • Показывает его выполнение.
    • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
    10. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
    11. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»)

КОГДА НАДО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Становление правильного звукопроизношения происходит в основном в период от года до 5-6 лет. Звуки речи ребенок осваивает не изолированно, а в составе целых слов, при этом звуковой состав слов постепенно уточняется. Для совершенствования звукопроизношения ребенка очень важен слух — от него зависит уточнение артикуляции звука. Уже с двух лет ребенок может различать звуки речи на слух и пытается подражать этим звукам. В 3-4 года малыш уже может слышать разницу между собственным произношением звука и его произношением взрослыми, что и позволяет ему стремиться исправить свое произношение. Понятно, что детям с нарушением слуха потребуется специальная помощь для овладения правильным звукопроизношением.

В силу особенностей развития артикуляционного аппарата ребенок осваивает звуки в разное время. Поэтому ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста не может овладеть их правильным произношением. Произношением достаточно сложных по артикуляции свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребенок овладевает в возрасте от 3 до 5 лет. Позднее всего ребенок овладевает произношением самых сложных по артикуляции звуков — Р и твердого Л. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на более простые по артикуляции. По мере совершенствования речевого аппарата ребенка звуки-заменители постепенно усложняются. В этом случае происходит замена артикуляторно сложного звука более простым, но правильно произносимым звуком.

Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение всех без исключения детей несовершенно. Часто это обстоятельство усыпляет бдительность родителей и даже некоторых специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до 5-6 лет о правильности звукопроизношения у ребенка беспокоиться рано.

 Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать? Любые недостатки звукопроизношения после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. К этому возрасту ребенок уже не только должен уметь различать на слух все звуки речи и улавливать возможные недостатки звучания, ему должны быть доступны и все тонкие движения речевых органов, необходимые для произношения самых сложных по артикуляции звуков. Если к 5-6 годам у ребенка есть нарушение звукопроизношения, значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе анализаторов.

И в более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. В этом случае вместо обычной для нормального развития речи замены сложного звука на более простой ребенок может произносить этот звук искаженно, каким-то необычным образом (‘картавое’ произношение Р, ‘шепелявое’ С и т.д.). При нормальном строении артикуляционных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности произношения звуков не встречаются, за исключением случаев, когда ребенок подражает кому-либо из взрослых. И поскольку подобные дефекты в произношении звуков вызваны специфическими причинами, то не рассчитывайте на исчезновение этих дефектов ‘с возрастом’, обращайтесь за помощью к специалистам как можно раньше.

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их. 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-6-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!