Как научить ребенка не бояться воды? Как помочь ему преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Приведенные ниже материал поможет ребенку освоиться в воде.
Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды. При соприкосновении вода попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения. Чаще всего это происходит потому, что при погружении у ребенка рот остается открытым, а многие дети дошкольного возраста пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала надо научить ребенка задерживать дыхание на воде и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ребенку, что бы рот оказался при соприкосновении с водой закрытым. Необходимо напоминать, что в воде нельзя делать вдох. Вдох выполняется только над водой. Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающегося не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Самое главное, о чем должны помнить родители: нужна последовательность и постепенность при знакомстве с водой. Нельзя лишать ребенка всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут. Только последовательно, шаг за шагом надо осваивать рекомендуемые упражнения. Нельзя начинать следующее упражнение, не освоив предыдущее. Новое должно опираться на уже знакомое. С каждым шагом трудностей станет все меньше, ребенок почувствует уверенность в своих силах.
Начнем с самого простого:
«Рыбка». Резиновую или пластмассовую рыбку мама кладет на поверхность воды и говорит: «Рыбка плавает». Своей рукой прижимает игрушку ко дну: «Где рыбка? Под водой?». Отпускает игрушку. «Вынырнула рыбка. Опять плывет». Повторяет рукой ребенка несколько раз, каждый раз радуясь, что рыбка вынырнула.
«Отожми губку». Сухую цветную поролоновую губку мама дает ребенку, затем просит опустить в воду (если нужно, то делает это руками малыша). Затем вынимает, держит над тазиком и отжимает руками малыша: «Вот сколько воды в губке». Повторяет несколько раз.
«Подуй на кораблик». Мама опускает на воду маленький пластмассовый кораблик и дует на него: «Подую на кораблик». Ребенок наблюдает, как кораблик уплывает на другой стороне тазика. Мама говорит: «Уплыл кораблик». Повторяет несколько раз.
«Собери камешки». Бросает в тазик несколько камешков, желательно разноцветных. «Достань камешки!». Малыш собирает камешки в миску.
«Перелей из одной емкости в другую». Мама дает малышу в каждую руку по пластмассовой чашке. Рукой ребенок зачерпывает воду из тазика и переливает в другую, держа ее так, чтобы хорошо были видны струи воды. Повторяется несколько раз. Это одна из самых любимых игр малышей.
«Дождик». Мама льет воду из чашки в детский дуршлаг или ситечко. «Дождик». Ребенок наблюдает, потом может это сделать сам.
«Поймай». Мама бросает в ванну несколько пустых футляров от киндер-сюрпризов или пластмассовые шарики и просит ребенка «Собери». Для малыша не так просто поймать ускользающие из рук игрушки, но очень весело.
«Моем куклу». Мама сажает куклу в ванну. Умывает рукой ребенка, сопровождая действия потешкой «Водичка, водичка умой мое личико» или моет губкой напевая «Да, да, да, у нас в ванночке вода». Затем поливает куклу из меленькой лейки. Дает малышу маленькое полотенце или пеленку, помогает ему вытереть куклу.
«Учимся мыть руки». Взрослый трет ладошками малыша в воде одной рукой, приговаривая: «Буль, Буль, Буль журчит водица. Мы умеем чисто мыться».
После того как ребенок с легкостью справился с предложенными выше заданиями можно смело приступать к следующим упражнениям.
1.Умывание. Наклонись над умывальником и умой лицо, только при этом не закрывай глаза и не стряхивай с лица воду.
2.Набирай воду горстями, полей себе на шею, голову, дай воде спокойно стекать.
3.Полейте на голову ребенка из кувшина. При этом приговаривайте, насколько полезна вода. Например: «Будем чисты, аккуратны. И всегда во всем опрятны».
4.Стоя под душем, подними руки вверх, уже на уровне ладошек вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в стороны (вода должна быть теплая и приятная, располагающая к комфорту и удовольствию).
Упражнения в домашней ванне
1.Сделай ямку. Сядь в ванну и набери в ладони воду, дуй как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.
2.То же что и в упражнении 1, только дуть прямо на воду, а не в ладошки.
3.Подуй на игрушку. Дуй на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так чтобы игрушка, так что бы игрушка перемещалась вперед.
4.Выдох в воду. Сделай глубокий вдох, опусти лицо в воду, сделай выдох через рот (получаются очень красивые пузыри).
5.Сидя в ванне, задержать дыхание, опустить лицо в воду и открыть глаза.
6.Посмотри, как выглядит игрушка под водой.
7.Расскажи какого цвета игрушки под водой.
Уважаемые родители, немного Вашей фантазии и купание ребенка из обычной гигиенической процедуры превратится в небольшое праздник и доставит много удовольствия Вашему ребенку! Позвольте ему немного пошалить, и побрызгаться, но в это время обязательно оставайтесь рядом.