В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. В период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание.

Художественно-эстетическая работа включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

Питание дошкольников в летний период

В организации питания детей в летний период есть определённые особенности. С одной стороны, это связано с отсутствием аппетита в жаркие дни, когда снижается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры, это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат организма, повышением потребности в пищевых веществах.

В рацион следует добавлять творог и кисломолочные напитки, оказывающие благоприятное действие на процессы пищеварения. Необходимо взять за правило: дети должны получать кефир и др. кисломолочные напитки не менее 2-х раз в день.

Большую роль в повышении белковой ценности рациона мясные продукты, количество которых должно быть несколько увеличено по сравнению с обычной нормой. Увеличивается также количество жировых продуктов за счет растительных масел.

Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи, фрукты, ягоды, в том числе лесные. При этом особенно важно потребление овощей – редиса, салата, ранней капусты, моркови, свеклы, репы, кабачков, огурцов, помидоров, а также щавеля, крапивы, и различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребенок получает большое количество микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.

Питьевой режим летом

Следует сразу сказать о том, что соки не предназначены для утоления жажды, как детей, так и взрослых. Во всех без исключения фруктовых соках, даже не содержащих обычного кристаллического сахара, находится фруктоза – натуральный сахар фруктов. И даже зная о том, что фруктоза не вызывает повышения уровня глюкозы в крови, она, тем не менее, имеет энергетическую ценность – калории, которые будут приводить при использовании соков в большом количестве к излишней прибавке в массе тела, что ведет к развитию риска по ожирению. Детям с 1-го года до 3-х лет максимальное количество сока в день не более 200 мл. Такая дозировка обоснована еще и тем, что почти во всех соках промышленного производства находится витамин С (как консервант), избыток которого может привести к аллергическим реакциям.

Что же рекомендуется использовать у детей для питья – безопасного и полезного? В первую очередь – воду, не минеральную, а столовую или питьевую. Вода играет большую роль в жизнедеятельности детского организма, являясь его важнейшей составной частью.

Учитывая повышенную потребность детского организма в воде, на прогулках организуется питьевой режим.

Закаливание в саду

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования проводится с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

При закаливании воспитанников соблюдаются следующие требования:

естественные природные факторы используются комплексно;

закаливающие процедуры проводятся систематически с постепенным увеличением естественного природного фактора;

способ закаливания определяется с учетом состояния здоровья воспитанника.

Утренняя гимнастика в детском саду проводится только на свежем воздухе.

Длительны по времени прогулки. Босохождение и зарядка в нательной одежде после сна, умывание рук, лица, шеи, мытьё ног после дневной прогулки, босохождение по песку, траве на прогулке.

При закаливании в летний период одежда детей должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или шорты из плотной хлопчатобумажной ткани или льна).

Физкультурно-оздоровительная работа в летний период

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

  • комплекс общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание сюжета;
  • 3—4 подвижные игры;
  • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
  • оздоровительный бег на участке;
  • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

  • повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
  • расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

  • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
  • развитие координационных способностей;
  • развитие физических качеств;
  • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

  • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
  • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
  • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
  • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

  • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
  • многократное умывание в течение дня;
  • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
  • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
  • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Как максимально оздоровить ребенка летом? Советы родителям

Лето — чудесная пора отпусков, отдыха, сезон местных витаминов с грядки и бесконечного удовольствия от новых впечатлений! А для множества мам и пап это еще и время организации летней программы поездок для любимого карапуза. И целью №1 является, конечно, не восторг ребенка от новых развлечений и не раннее знакомство с комфортом отдыха (это тоже, но второстепенно), а максимальное оздоровление детского организма.

Куда же ехать с ребенком, как отдыхать, к чему стремиться?

Отдых на море

Классический вариант летних мероприятий. Да, действительно, морской воздух, соленая вода, горный микроклимат оказывают потрясающее воздействие на здоровье взрослых и детей. Однако не стоит забывать, что оздоровительный эффект наступает лишь при пребывании на побережье в течение более трех недель.
Нужно помнить о главной опасности на море — активном солнце. Если  соблюдать разумный режим дня, и использовать средства защиты от ультрафиолета, солнышко принесет вам и вашим детям только пользу.

Лесная благодать

Есть детки, которые плохо переносят жару. Для них и для тех, кто просто хочет разнообразить морские отпуска, существует чудодейственный по вкладу в здоровье и эмоциональное состояние отдых в лесу.  Богатый кислородом воздух даст такую порцию продуктивной энергии, которая заставит работать организм, как часы. Как правило, отдыхать отправляются в те лесные места, где неподалеку расположено озеро или протекает река. Многие малыши, еще не привыкшие к большому количеству воды, боятся бурного поведения водной глади, а потому, не лишним будет сначала познакомить их с более спокойными водами реки или озера.

К главным предосторожностям отдыха в лесу следует отнести вопросы профилактики и борьбы с укусами насекомых.

Отдых на даче. Загородный дом – это не только отрешение от повседневных забот в уединенном месте наедине с цветущей природой. Это возможность привлечь ребенка к работе. Превратить ваше чадо в убежденного огородника у вас вряд ли получится, однако помимо грядок вы можете организовывать другие интересные задания. Это может быть строительство скворечников, походы в лес за грибами или ягодами, установка флюгера, устройство бассейна или искусственного водоема. Показывайте ребенку, что вы доверяете ему и надеетесь на его помощь, и он будет стремиться ответственно выполнять ваши поручения.

Где угодно, главное, чтобы…  

По большому счету отдыхать с ребенком можно и не на курортах, а даже в городе или в деревне у бабушки, если это место решает главные задачи оздоровления:

1. Воздух и солнце. В городском дворе, даже если гулять с утра до ночи, не взять пользы от этих стихий. А значит, необходимо ехать туда, где выхлопные газы автомобилей и промышленные выбросы не портят атмосферу своим присутствием.

2. Вода. Бассейн, конечно, тоже выход, но только при отсутствии живых водоемов. Полезные свойства микроэлементов и минералов природных водоемов, влажный воздух вблизи них способны колоссально оздоровить наших деток.

3. Активность. Все мы знаем о пользе физкультуры. Так вот детская активность в течение дня — это бесконечная зарядка. Поощряйте и привлекайте малыша к активности, не одергивайте своего неугомонного карапуза с призывами успокоиться и посидеть в тенечке. Движение — это жизнь!

4. Питание. Да, дети — не любители овощей и фруктов, но хитрые предприимчивые мамы всегда найдут то блюдо, которое малыш съест с удовольствием. Овощи прячем в мясной фарш, фрукты — в сладкий творожок, молочный коктейль. А может быть, кого-то привлечет красочный фруктовый салат в красивой формочке!

Если на улице плохая погода: совместные игры для родителей и детей

Развитие сенсорных способностей

  1. Что такого же цвета (формы)? Предложите ребёнку назвать три предмета определённого цвета. Если называет их правильно, получает одно очко (фишку, фантик). Затем Вы называете три предмета определённого цвета. Если ребёнок ошибается, он не получает ничего, и очередь переходит к Вам. Начать лучше с цветов спектра, а затем переходите к различным оттенкам. Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество называемых предметов и ограничить время на обдумывание ответа (например, три предмета – 30 с, пять предметов – 1 мин.).
  2. Вспомни цвет. Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы (например, жёлтое пёрышко, красное сердечко, коричневый карандаш). Пусть ребёнок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ребёнку глаза. Ощупывая предметы, ребёнок должен вспомнить, какого они цвета, а затем достать их. Снимите повязку, пусть ребёнок убедится, правильно ли он запомнил предметы.
  3. Цвет дня. Предложите ребёнку выбрать любой цвет (например, красный). Дайте ему одежду красных тонов, найдите продукты красного цвета и украсьте ими стол. Рисунки, игрушки красного цвета, даже употребление слова «красный» должны сопровождать его в течение дня. Найдите в журналах картинки, где присутствует красный цвет, подсчитайте в доме все красные предметы. На следующий день ребёнок выберет новый цвет.
  4. Лесенка животных. Подготовьте 10 цветных полосок одинаковой ширины, которые различаются по длине на 1 см. Разложите на столе полоски вертикально и расскажите ребёнку такую историю: «Жили-были в лесу звери. Среди них были и маленькие, и большие. Однажды лев, царь зверей, решил собрать всех обитателей леса, чтобы определить, кто из них самый высокий, а кто самый низкий. Собрались звери около льва и стали строиться по росту. Толкались, пыхтели, а построиться так и не смогли. Нужно помочь им справиться с этой задачей». Посоветуйте ребёнку выбрать сначала самую короткую полоску, а затем самую короткую из оставшихся и т.д. Эту игру можно провести, выясняя кто самый широкий (или толстый) независимо от роста. В этом случае нужно повернуть полоски на 90 градусов, кроме того, они должны различаться по ширине.
  5. Сравни предметы. Подберите несколько предметов, например две книги одинакового формата (толстую и тонкую), две пирамидки (высокую и низкую), два карандаша (длинный и короткий) и т.д. Покажите ребёнку карандаши и спросите, чем они различаются, чем похожи. Ребёнок должен определить, что они разной длины, но одинаковой толщины. При этом важно обратить внимание ребёнка только на один из признаков: ширину, длину, высоту или толщину. Используйте момент соревновательности. Можно усложнить задание – предложить ребёнку сравнить предметы по всем свойствам (по цвету, форме, величине).

Развитие внимания

  1. Что пропало? Положите на столе 5-7 различных предметов. Внимательно посмотрев на эти предметы, ребёнок должен перечислить их. Затем он закрывает глаза, а Вы в это время прячете один из предметов. Посмотрев на стол, ребёнок пытается определить, чего не хватает. Можно не прятать предметы, а изменять их место положения (например, открыть книгу, развернуть спиной к ребёнку собачку, положить кубик в машинку). Можно видоизменить игру: Вы прячете предмет в комнате и играете с ребёнком в «горячо-холодно».

Развитие памяти и мышления

  1. Слово и картинка. Вы произносите 5-6 слов и одновременно показываете ребёнку картинку-изображение этого же слова. Ребёнок должен вспомнить названные Вами слова и показанные ему картинки. Можно усложнить игру – Вы показываете картинку, а называете слово-предмет, которое изображено на картинке. Например, показываете картинку со сливами и называете слово «компот», картинка со снеговиком – слово «зима», картинка со шкафом – слово «платье».
  2. Что изменилось? Перед ребёнком выкладываются картинки в «табличном порядке». Он запоминает картинки и место их расположения. Затем Вы можете «перетасовать» все картинки, а ребёнок должен положить их на те места, на которых они лежали. Или можно поменять местами несколько картинок. Игру можно усложнить, увеличив общее количество картинок, или сократив время, отведённое для запоминания.

3. Исследователи.  Вы и ребёнок – исследователи. Выберите какой-нибудь предмет и начните изучать его. Каждый должен по очереди выделить в нём определённые свойства, признаки, особенности по сравнению с другими предметами. Нужно назвать этот предмет; объяснить, зачем он нужен; указать его основные признаки (цвет, форму, размер); определить, каков он на ощупь, какой у него запах, вкус; из чего этот предмет сделан; похож ли он на что-то, отличается ли от чего-то (от других предметов); что будет, если бросить его в воду, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить.

Уважаемые родители, фантазируйте и Вы сами сможете придумать множество развивающих игр для своих детей. Любую из игр (в том числе и приведённых здесь) можно видоизменить: усложнить или упростить согласно возрасту Вашего ребёнка. Используйте любое время для общения с Вашими детьми: когда ведёте или забираете их из детского сада, когда стоите в очереди в магазине, перед тем, как укладываете детей спать, во время прогулки. Время детства Ваших детей пройдёт очень быстро. Используйте любую возможность общения, ведь от общения с детьми устать невозможно.