«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Музыка может оказать положительное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.»


 

КАК ВЫУЧИТЬ С РЕБЁНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА ПРАЗДНИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Уважаемые родители, доверьте  выбор стихотворения для чтения на празднике воспитателю, либо музыкальному руководителю, который занимается разработкой праздничного сценария. Стихотворения на свободную тему и по своему желанию, которые Вы учите с детьми лучше поберечь в качестве  сюрприза для любимой бабушки или записать на видео для семейного архива.

Отметим, что в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик, смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку».

К сожалению, таких семей становится всё меньше… Всё чаще родительское безразличие и нежелание заниматься со своим ребёнком удивляет педагогов в детском саду.

Иногда ответственный ребёнок, который в силу возраста не умеет читать, начинает плакать во время репетиции оттого, что маме некогда учить с ним стихотворение…или мама потеряла листочек, на котором стихотворение было написано… Бывают и такие случаи — воспитательница передаёт маме, забирающей ребёнка домой стихотворение, которое ребёнок должен читать на празднике, а мама демонстративно «забывает» его в шкафчике для одежды…

Уважаемые родители, педагоги детского сада обязательно прочитают Вашему ребёнку книжку, научат читать и считать, петь песни и танцевать вместе с друзьями… Но даже самая добрая и внимательная воспитательница не заменит ребёнку маму. Пожалуйста, больше общайтесь со своими детьми!

А теперь несколько практических советов:

Совет № 1

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения. И начать стоит как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а Вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании, опыт облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания.

Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в это время начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, —  что запомнит, то запомнит, — то после мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Совет № 2

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа!  В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. К сожалению, многие дети с раннего детства приучены к невыразительной манере чтения стихов.

Монотонное  «Та-та, та-та, та-та, та-та…», с неправильными акцентами речи и даже съеденными словами,  вполне устраивает многих родителей. Такие мамы считают, что стихотворение готово к прочтению на празднике и очень обижаются, если воспитатель делает замечание об отсутствии выразительности и наличии у ребёнка логопедических проблем. Но, сразу поясним, время праздника строго ограничено, а регламент мероприятия должен содержать несколько обязательных видов деятельности,  из которых  чтение стихов отнюдь не занимает первостепенного положения. Поэтому на празднике чаще всего чтение стихов доверяют тем деткам, которые смогут сделать это хорошо и стать примером для тех, у кого ещё не совсем получается.

Совет № 3

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.

Совет № 4

Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение, создайте собственную иллюстрацию к нему. Можно подписать название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и поэтический багаж малыша.

Совет № 5

Не секрет, что многие дети боятся большого скопления людей. Они зажимаются и стесняются…  Если Ваш ребёнок от природы очень стеснителен, не стоит подвергать его пытке и требовать у воспитателя, в обязательном порядке выдать ребёнку стихотворение на праздник.  Знаю таких детей, и очень их жалею…. Детский возраст до 6 лет, это период, где понятие  «Надо!» не  несёт нужного смысла и имеет прямо противоположный посыл.  Если Вы заметили, что Ваш ребёнок волнуется и переживает перед выступлением,  поиграйте в игру «Концерт».  Рассадите  на стулья  игрушки, придумайте программу и начинайте концерт. Сначала  с танцем выступит плюшевый медведь. Затем кукла споёт песенку. А теперь выступит Саша, который прочтёт стихотворение. Кстати, в качестве зрителей могут выступить и домочадцы, а также соседи… Жаль, что традиция ставить ребёнка на стул и внимательно слушать как тот читает стихи ушла в прошлое…

Заметка:  Поинтересуйтесь, какие поэты писали стихотворения для детей.

КАК ПЕТЬ С РЕБЕНКОМ И ДЛЯ НЕГО

Очень часто родители задают мне вопрос: «Как научить ребенка петь чисто и красиво?» Прежде всего — пойте сами, не важно получается у вас или нет. Если вы сами не будете петь, то и у ребенка такой потребности может не возникнуть.

  • Пойте негромко.
  • Старайтесь петь мелодию правильно.
  • Избегайте преувеличенной артикуляции. Ребенок часто начинает гримасничать и кривляться, подражая Вам.
  • Пойте не очень быстро и не слишком медленно.
  • Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные песни пойте спокойно, ласково и тихо; веселые песни – оживленно.
  • Пойте чаще. разучивайте песни «с голоса». Если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте дудочку и металлофон: дети любят узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
  • Помните: чем понятнее ребенку содержание песни, тем больше она ему нравиться.
  • Не заставляйте до трех лет петь специально для взрослых, «выступать». Ребенок, как и взрослый, имеет право «не хотеть».

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное), и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который впоследствии будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания.

Дети никогда не должны петь громко!
Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте,который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

Вот несколько советов по бережному отношению к детскому голосу:
— Не разрешайте детям петь на улице в сырую и холодную погоду.
— В детском саду мы учим детей говорить спокойным тоном, без крика – это важно для предохранения их голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения.
— Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, т.к. они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.

Многие дети поют мелодию недостаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.
Для развития слуха и голоса ребенка полезно больше рассказывать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным высоким голосом, а не низким, глухим.Хорошо, если дома ребенок поет попевки , потешки, народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3 звуков.
Также необходима охрана детского слуха. Просим вас следить, чтобы
в жизни детей было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему ребенка, притупляет слух. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Передачи и музыка должны быть доступны ребенку по содержанию. Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом и беречь его.

ПОЛЬЗА ПЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Мамы и папы стараются, чтобы их дитя было всесторонне развито. При выборе хобби родители руководствуются пользой для ребенка как в настоящем – с точки зрения укрепления его здоровья и развития способностей, и в будущем – пригодятся ли полученные навыки и знания в его работе, сможет ли он применить их в жизни.
      Вокал может стать подходящим вариантом, ведь все дети любят петь, при этом пение очень полезно. Пение влияет как на здоровье, так и на эмоции детей, и это доказанный наукой факт.
     Общеизвестно, что пение развивает слух и чувство ритма. Также занятия вокалом:
— улучшают память (так как нужно запоминать текст, ритм, мелодию, паузы);
— развивают способности к импровизации (так как пение – это наложение слов на мелодию, и как их наложить, ребенок может выбрать сам);
— стимулируют речевую активность (так как во время пения нужно не только четко проговаривать слова, но и пропевать их);
— нормализуют дыхание, что полезно для профилактики респираторных заболеваний (так как во время пения важно правильно соизмерять дыхание с паузами).
     По мнению психологов, настроение музыки, которую слушает человек, передается ему. Именно поэтому беременным женщинам и детям рекомендуют классическую музыку, так как она успокаивает.
     По мнению врачей, в гортани содержится много важных рецепторов, поэтому ее иногда называют «вторым сердцем человека», а пение развивает гортань, укрепляя весь организм ребенка. Также врачи утверждают, что во время пения вырабатываются эндорфины, которые помогают бороться со стрессом и просто улучшают настроение.
Говоря о пользе пения непосредственно для детей, необходимо отметить:

  • Пение благотворно влияет на иммунитет, благодаря вибрациям, которые связи создают во время пения. Если дети хорошо поют, то диапазон частот, которые они производят во время своего пения, находится в диапазоне от 70 до 3000 колебаний в секунду.
  • Пение лечит органы ребенка так же при помощи вибраций, 80% которых остается в организме.
  • Пение может вылечить астму. Как уже упоминалось ранее, особое ритмическое диафрагмальное дыхание во время пения не только улучшает работу легких, но и благотворно влияет на нервную систему.
  • Пение может вылечить небольшое заикание, так как развивает речевой аппарат и дикцию.
  • Пение не только помогает при стрессе, но и делает детей более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми. Этот пункт не относится непосредственно к физическому здоровью, но укрепляет здоровье психическое, что тоже немаловажно.

Обычно учить детей петь начинают в возрасте от 5 до 7 лет, но в некоторых случаях дети занимаются и с 3, занятия в этом возрасте короткие по времени и проходят в форме игры.
      Для начала нужно понимать, что в пении очень важно дыхание, и прежде чем начинать петь, нужно выполнить с ребенком несколько несложных дыхательных упражнений.
     Так же для пения важна правильная дикция, так как проговаривать все звуки во время занятия вокалом достаточно трудно. Поэтому перед началом пения педагоги по вокалу рекомендуют заняться чтением вслух с выражением, или распевным чтением.
      Когда все этапы пройдены, ваш малыш готов начать петь. Однако ставить голос и подбирать правильный репертуар — задача не из легких, поэтому все же лучше обратиться с этим к профессионалу. 

УТРЕННИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Все люди любят праздники, но особенно их обожают дети. Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят утренники, посвященные различным датам. Если для взрослых праздник — это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники далеко не отдых. Утренники в детском саду — это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку. К праздникам ребята усиленно готовятся, разучивают стихи, песни, ставят небольшие спектакли, это вырабатывает у них чувство важности праздника, и посвященного ему утренника.

Воспитатели всегда объясняют малышам, что отмечают в этот день, чему посвящен праздник, это позволяет воспитывать в детях трепетное отношение к различным сферам жизни.

Утренники в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. Подготовка к празднику несет и большую психологическую нагрузку, детский коллектив легко сплотить, задав им единую цель, которую они вместе будут достигать.

Как проводят утренники?

Основой любого празднования является сценарий, в детском саду его пишет музыкальный руководитель. Торжественная часть утренника, как правило, не очень длинная. Ведь дети очень быстро устают и теряют интерес происходящему. Праздник должен быть веселым и радостным, а не скучным и затяжным.

В качестве зрителей на утренники приглашают родителей, что бы они могли посмотреть на успехи своего чада, и порадоваться с ним вместе.

После проведения утренника детишкам, как правило, устраивают сладкий стол, где они могут вдоволь наесться сладостей. Это своеобразное закрепление того, что праздник — это особый день, это фиксирует в памяти малыша важность торжественной даты.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке и со стороны педагогов, и со стороны родителей.

Роль родителей в организации утренников

Утренники в детском саду — праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы или декорации. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню к празднику.

Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои достижения, и утренник хороший повод для демонстрации своих успехов.

Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает, например, дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

КАКУЮ МУЗЫКУ ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ РЕБЕНКУ

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

 Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы «Русского радио». У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков — все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

      Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще — она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

     Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет  не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии — пусть даже зачастую они самые красивые.Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

        Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор — Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество — вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий — неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Хотя, конечно, считать Моцарта только «солнечным композитором» было бы ошибкой — в его творчестве достаточно и подлинно трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его «Маленькая ночная серенада», Турецкий марш, а также арии из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро».

       Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, — Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» будут иметь даже больший успех, чем пьесы из «Детского альбома» и «Времен года». Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством — они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года»), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира («Детский альбом»), либо… просто потанцевать.  Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, — а может быть, и не только такую девочку. 

КАК ПОНЯТЬ МУЗЫКУ

Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка.. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки.

Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

— Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

— Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист?

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

— Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

— Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.

— Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

— Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.

— Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

        Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

 Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения.

Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.