ЛЕТОМ ИГРАЕМ И РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

16.06.2022
Речевые игры в летний период. Советы учителя-дефектолога.

Удивительная пора – лето. Это время интересных путешествий и детского  отдыха. А ещё – это самое удобное время, чтобы закрепить, полученные речевые навыки, так как сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую педагоги и родители должны решать ежедневно.

Как же все это лучше сделать? Конечно, играя!

Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей...

Подвижные игры с предметами (массажным мячом, скакалками, обручем), соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.

1. «Слово на ладошке»

Назвать слова, которые «находятся» в кармане, на потолке, в комнате, на улице и т.д.

2.«Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающее  понятие. Игроки по очереди называют слова.

Нужно называть только круглые слова: обруч, мяч, яблоко. Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва. Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

3.Скороговорки - необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Пошла Поля полоть в поле. Проворонила ворона воронёнка.

4.«Я – Шерлок Холмс»

Раскрасить камешки (или бумажки) в различные цвета и положить их в непрозрачный пакет.

Игрок достает из мешка цветной камень и разыскивает в доме или на дачном участке семь предметов такого же цвета. Это могут быть растения, природные материалы, бытовые приборы, игрушки и прочее.

5.«Что лишнее и почему?»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Ваза-роза-тюльпан-гвоздика

6. «Сосчитай-ка»

Считаем предметы окружающего мира: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т.д.

7. «Я знаю пять слов…»

Отбивая мяч об пол, назвать 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

8. «Ищем звук»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой-либо звук.«Найди в комнате предметы со звуком Л» (лампа, ложка, лупа…)

9. «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). Загадывайте детям описательные загадки: это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

10. «Назови, какой…»

Образование прилагательных: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

11. «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи. Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?

12. «Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

13. «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

14. «Волшебные лупы»

 Рассматривайте окружающий мир через цветную лупу. Всё становится красным (желтым, зеленым, синим): красный камешек, красный листок, красный песок…

15. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. 

Конфетка-таблетка, шутка-дудка, тапки-шапки…

Для развития дыхания можно использовать игры «Мыльные пузыри», «Понюхай цветок», «Подуй на одуванчик», «Подуй на кораблик», «Надуй шарик». Следить за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч, и спокойно выдыхал ртом. Ребёнок получает при этом не только массу положительных эмоций, но и развивает силу и длительность выдоха.

Обязательно играйте! В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы зарядиться положительными эмоциями на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не утратили  все те знания, умения и навыки, которые приобрели в учебном году.

Желаем хорошего отдыха!